Ленгипротранс - Выпуск газеты Стрела № 9 за февраль 2009 года
Выпуск газеты Стрела № 9 за февраль 2009 года

Дом для «Сапсана»

 

  Наступивший год должен стать рубежным для развития высокоскоростного движения в России. Электропоезд «Сапсан» фирмы «Siemens» уже прибыл на Октябрьскую дорогу, чтобы весной пройти полигонные испытания, а к концу года выйти в первый рейс на линию Москва – Санкт-Петербург.

  Высокотехнологичный подвижной состав требует новых подходов в техническом обслуживании. Для «Сапсана» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московский готовится дом, равных которому нет не только на Российских железных дорогах, но и за рубежом. Мы попросили рассказать об идеях, воплощенных в новом цехе, и о ходе реконструкции депо главного инженера ОАО «Ленгипротранс» Николая Яковлева.

  Близится к завершению первая очередь реконструкции цеха техобслуживания, в котором «Сименс» будет осуществлять гарантийное обслуживание электропоездов «Сапсан». Поезд специально проектировался и строился для нашей страны с учетом особенностей нашей транспортной системы и климата. Отличия в конструктивном решении и техническом оснащении цеха связаны с тем, что такого подвижного состава, насыщенного современными электронными системами, по нашим железным дорогам еще не ходило. Здание длиной 300 и шириной 30 метров имеет четыре смотровые канавы. В России будет ходить восемь составов, половина из них – двухсистемные, поэтому в здание для питания аппаратуры будет подано переменное напряжение 25 кВ. Подобного опыта в России еще не было.

  Все тяговое хозяйство находится под кузовом вагонов, устройства съема напряжения размещены на крыше, и оснащение цеха позволяет максимально ускорить параллельный осмотр и ремонт систем. Грубо говоря, поезд занимает место на канаве, как космический корабль – на стартовой позиции, - и сразу его окружают мачты и площадки для осмотра. Можно заменить тележку или колесную пару, любую единицу подвагонного оборудования и оборудования салона поезда. На крыше можно работать на разных уровнях с использованием инструмента и механизмов.

  Инженерные системы обеспечивают надежную работу оборудования, так что предъявляемые к ним требования соответствуют европейским стандартам. Освещенность рабочих мест в корпусе достигнет 500 люкс, что в три раза больше принятых в нашей стране норм. В системе водоснабжения цеха предусмотрены собственные очистные сооружения, параметры качества воды будут соответствовать международным нормам. Создается современная система вентиляции, а смонтированные под потолком установки ИК-отопления обеспечат необходимый температурный режим.

  Оборудование цеха произведено на фирмах «Сименс», «Проконцепт», «Кегеншайт», на многих других европейских предприятиях – ведь в мире сейчас налажена очень широкая кооперация. Насыщенность и сложность оснащения цеха диктует особые требования с точки зрения безопасности. Для того, чтобы слесарь поднялся на крышу вагона, надо отвести контактную подвеску. Предусмотрена система ключей для доступа, которые вставляет рабочий, затем ключи мастера – и только потом отключается контактная сеть и специалист получает возможность приступить к работе.

  Впереди - вторая очередь реконструкции депо, предусматривающая строительство цеха обточки и диагностики колесных пар, вспомогательного корпуса с моечной машиной и парка отстоя поездов «Сапсан». Высокая энерговооруженность поезда требует постоянной подачи питания, без которого выставленный на морозе поезд через несколько часов «умирает». Под крышей в цехе системы питания «с берега» устанавливаются у каждого вагона, то же и на открытой площадке.

  Специалистам «Ленгипротранса» совместно с коллегами из фирмы «Проконцепт» пришлось решить немало трудных технических задач, кое-что еще требует решения. Трудность представляла привязка импортного оборудования к устаревшим нормативам Российской Федерации.

  Другая сторона вопроса – проходящая уже два года реконструкция пути, по которому будет ходить «Сапсан». Проще построить новое земполотно и уложить современную решетку, чем в условиях действующего движения доводить до современных параметров путь, который был уложен более 150 лет назад. В то время не следили за характером грунтов основания, поэтому земполотно на участке Москва – Санкт-Петербург очень неоднородное. Понятна сложность, с которой сталкиваются путейцы при реконструкции линии. Наиболее глубокой реконструкции подвергнут перегон Мстинский мост – Торбино, который станет полигоном для обкатки скоростного поезда при скоростях до 250 км/ч.

Беседовал Владимир Саблин

 

 Наша справка:

  ОАО «Ленгипротранс» - одна из крупнейших проектных организаций России в области проведения инженерных изысканий и комплексного проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Основным направлением деятельности компании является выполнение полного комплекса проектно-изыскательных работ для строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта железных и автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры.

  ОАО «Ленгипротранс» располагает современным геодезическим, гидрологическим и геофизическим инструментарием, собственным парком буровой и автотранспортной техники. Основная черта компании – высокая квалификация и технический уровень инженерного персонала, использование многовариантного проектирования и современных методов исследований обеспечивают высокое качество проектов. Это подтверждается положительными заключениями отечественной и зарубежной экономической и технической экспертиз, надежностью в эксплуатации построенных объектов. Свою деятельность компания осуществляет во всех регионах России и за рубежом.