Ленгипротранс - V ежегодный Ямал Нефтегаз- статья

Обсуждался проект федерального закона "Об арктической зоне Российской федерации". Уход государства из сферы производства сопровождался утратой источников для решения местных социальных и экономических проблем. Особую роль в решении социальных проблем региона, интересов малых народов играют компании нефтегазового сектора.

Не менее важными для региона являются вопросы экологической безопасности. Предприятия, ведущие добычу уделили большое внимание экологическим проблемам. Выполняются мероприятия по компенсации ущерба, нанесенного животному миру и окружающей среде, по восстановлению водных биоресурсов (выпуск малька муксуна). Одна из основных программ российского подразделения «Всемирного фонда дикой природы» (WWF) экологизация нефтегазового сектора России — предотвращение и снижение негативного воздействия нефтегазового сектора экономики на природу России через повышение экологической ответственности компаний. Острейшая экологическая проблема региона – нехватка или полное отсутствие полигонов твердых бытовых и коммунальных отходов в районе населенных пунктов. В районе месторождений, по мере возможности, вопросы с полигонами решают добывающие компании, так ООО «Газпром добыча Надым» организован лицензионный полигон ТБО в районе Бованенковского месторождения.

С докладами о результатах деятельности выступили руководители подразделений крупнейших компаний нефтегазовой отрасли Ямал СПГ, Газпром, Газпромнефть, Лукойл, Роспан.

В том числе, были озвучены данные по основным мега проектам по разработке Южно –Тамбейского и Новопортовского месторождений на полуострове Ямал. На протяжении многих лет с наименованиями этих месторождений были связаны перспективы развития ж.-д. линии Обская – Бованенково в направлении Сабетта и Новый порт.


Проект Ямал СПГ (Южно – Тамбейское месторождение):

Доказанные запасы – 1,3 трлн. м3 газа, 60 млн. т. газового конденсата;
Проектный уровень добычи – 28 млрд. м3 газа в год;
Акционеры: Новатэк 50,1%; Total 20%; CNPC (КНР) 20%; SilkRoadFund (КНР) 9.9%.
Финансирование: акционеры -$12,8 млрд; Банк развития Китая и Экспортно- импортный банк Китая -$12 млрд; Сбербанк, Газпромбанк - $4 млрд;
облигации Ямал СПГ (Минфин РФ, ФНБ) – $2,4 млрд.
Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно.
Прогресс проекта: 57%, 1 очередь - 69%.
Мощность предприятия – 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа (далее СПГ) и 1,2 млн. тонн газового конденсата в год;
96% производимого объема СПГ в настоящий момент законтрактовано (юго-восточная Азия, Европа).
Маршруты доставки продукции – в зимний период, по Северному морскому пути (далее СМП) в Европу; в летний период по СМП до получателей в направлении и Европы, и Азии.
Инфраструктура поселка Сабетта – 15-20 тыс. человек, 220 подрядных организаций, жилье, энергоцентры, котельные, столовые, склады, дороги и т.д.
Порт Сабетта:
ФГУП «Росморпорт» - объекты порта федеральной собственности; ФГУП «Атомфлот»– услуги портового флота и ледокольное сопровождения. Международный аэропорт Сабетта: дочернее предприятие компании Новатэк
Флот Ямал СПГ: Строительство собственных СПГ-танкеров, усиленного ледового класса ARC 7 (могут двигаться во льдах самостоятельно по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом). Заключен контракт с ФГУП «Атомфлот» на строительство портового ледокола на Выборгском судостроительном заводе. Высвобождающиеся после строительства «рабочие» причалы планируется передать в использование сторонним организациям под дополнительные портовые терминалы. По ряду причин (мировые цены на углеводороды, темпы развития отечественного производства, соседство морских транспортных коридоров) перспектива перевозок продукции Ямал СПГ на внутренний рынок отсутствует. Направление Сабетта – Бованенково в ближайшей перспективе остаётся «порожним». С другой стороны, комплексный подход к развитию портовой инфраструктуры является благоприятным фактором для увеличения объема грузовых перевозок в направлении от железнодорожной трассы Северного широтного хода к порту Сабетта.( «Северный широтный ход» — проект железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части ЯНАО, Северную железную дорогу со Свердловской.)

Терминал «Ворота Арктики» (Новопортовское месторождение)

Разработку Новопортовского месторождения ведется силами ПАО «Газпромнефть». Новопортовское — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО. Запасы месторождения — более 250 млн тонн нефти и конденсата, более 320 млрд м3 газа (с учетом палеозойских отложений). Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы (около 0,1), чем российская смесь Urals.
Первая отгрузка нефти была осуществлена автотранспортом (200км) по зимнику до ст. Паюта ж.-д. линии Обская - Бованенково – данный вид транспортировки нефти носил пробный характер и ожидаемо признан убыточным.
При технико-экономическом выборе вариантов транспортировки, проведенным ПАО «Газпромнефть», в качестве основного выбран морской путь.
В настоящий момент, реализовано строительство круглогодичного арктического уникального сооружения – терминала башенного типа «ворота Арктики». По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера — 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море — в 3,5 км от берега, что позволило избежать дорогостоящих дноуглубительных работ и устройства береговых причалов. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Флот – в целях транспортировки нефти морским транспортом для компании Газпромнефть в настоящий момент строится флот из 6 танкеров усиленного ледового класса ARC 7.

Несмотря на выбранную в настоящий момент схему транспортировки нефти, компанией рассматривается вероятность использования железнодорожного транспорта для перевозки газового кондесата.


Справочно: Газовый конденсат (белая нефть) – жидкие смеси высококипящих углеводородов различного строения, выделяемые из природных газов при их добыче на газоконденсатных месторождениях. Когда давление и температура снижаются в результате бурения скважины, образуется газовый конденсат — смесь жидких углеводородов, отделившихся от газа. Главные направления в переработке газового конденсата — топливное и нефтехимическое. Из газового конденсата получаются высококачественные бензины, реактивное, дизельное и котельное топливо. Нефтехимическая переработка конденсата сводится к получению ароматических углеводородов, олефинов и других мономеров, используемых для производства пластмасс, синтетических каучуков, волокон и смол. Наиболее распространенные виды транспорта: железнодорожный и трубопроводный.


Уменьшение объемов грузов, заявленных добывающими компаниями в качестве исходных данных при проектировании объектов транспорта отмечено докладчиками секции, посвященной транспортным проблемам отрасли. Так, после окончания строительства 1-ого этапа нефтепровода Заполярье – Пурпе согласованный объем транспортируемой нефти сократился более чем в два раза от планируемого. Отдельно озвучены перспективы развития Северного морского пути. С учетом перспектив строительства ледокольного и танкерного флотов ожидается увеличение грузопотоков по СМП до 15-17 млн.т. год.

К сожалению, в минимальном объеме на форуме прозвучала тема Северного широтного хода. ООО «Газпром добыча Надым» подтвердила своё участие в реализации достройки участка Пангоды - Надым. Заинтересованность высказали еще ряд участников, и особенно представители ЯНАО. Дальнейшая перспектива развития железнодорожного транспорта региона в настоящий момент напрямую зависит от решения вопросов по финансированию и срокам реализации проекта на участке Обская – Салехард – Надым.